Страница логопеда
Письмо и чтение – база и средство дальнейшего обучения. Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных.
Основная задача логопеда – своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи. Нельзя допустить их переход на следующие ступени обучения.
Целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы, а именно:
– развитие связной речи;
– накопление и совершенствование словаря;
– развитие фонематического слуха;
– развитие грамматического строя речи;
– обучение навыкам словообразования и словоизменения;
– коррекция звукопроизношения.
Что такое дислексия, дисграфия.
Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.
Какие ошибки считаются специфическими.
В письменных работах учащихся начального звена часто встречаются специфические ошибки. Они не похожие на ошибки грамматического характера. Например: пропуски букв и слогов, недописывание окончаний слов, внесение лишних букв или слогов в слова, перестановки букв или слогов, смешение букв или элементов букв и т.д.
В основе возникновения стойких и повторяющихся «нелепых» ошибок лежат не личностные особенности ребенка, а серьезные объективные причины: несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи и пр. Это не вина ребенка («может, но не хочет»), а его беда («хочет, старается, но не может»).
У таких учащихся часто отмечаются нарушения слухового и/ или зрительного внимания, восприятия и памяти, затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой.
.
Современный урок включает разнообразные виды работ: ученики слушают объяснение учителя, отвечают на вопросы, самостоятельно выполняют задания, решают логические задачи. Дети, у которых не сформировано умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, не успевают за темпом урока, «застревают» на каком-то одном моменте и затем отключаются от последующего хода урока.
При несформированности слухового внимания и памяти учащиеся испытывают значительные сложности во время смены вида деятельности, с трудом удерживают в памяти ряд из 5-6 слов, затрудняются в воспроизведении предложений из 4-5 слов. Для них практически недоступным является письмо по памяти с опорой на слуховое восприятие. Ученики плохо воспринимают речь учителя, обращенную ко всему классу.
Несформированность зрительного внимания, восприятия и памяти препятствует правильному чтению. Дети допускают большое количество ошибок при списывании, затрудняются при нахождении ошибок во время проверки своей письменной работы, не умеют пользоваться таблицами, плакатами, образцами, данными на доске или в учебнике.
При несформированности фонематического восприятия дети затрудняются в овладении слоговым и звуко-буквенным анализом. В письменных работах таких учеников встречается большое количество разнообразных ошибок:
– пропуски (огромный город – «огромный горд»);
– недописывание букв и слогов (пилили – «пили»);
– наращивание слов лишними буквами и слогами (глубокая – «голобокая»);
– перестановки букв или слогов внутри слова (иногда – «игонда»);
– грубое искажение слов (на охоте – «на отух»);
– слитное написание слов (он влез на дерево – «онвлезнадерево»);
– произвольное деление слов (вскочил на ветку – «свко чилна ветку») и др.
При несформированности фонематического слуха учащиеся затрудняются в различении фонем родного языка. На письме это проявляется в виде смешения букв по звонкости и глухости (бабушка – «папушка»), по акустико-артикуляционному сходству (пахучий – «пакучий») и др.
При несформированности пространственного восприятия в письменных работах учеников часто встречаются ошибки на смешение элементов некоторых букв, например, т-п, б-д, и-у(ветерок – «веперок», будка – «дубка», муха – «миха») и др.
При отставании в развитии лексико-грамматической стороны речи учащиеся затрудняются в структурном построении предложения, например, Черепаха дает Буратино золотой ключик – «Черепаха дает золотой Буратино ключик».
Неумение пользоваться грамматическими связями слов в предложении приводит к аграмматизму на письме, например, На полянках и пригорках уже зазеленела травка – «Наполянках и при горках зазеленело травка». Лексический запас у этой группы детей отличается бедностью и неточностью. Количественная сторона словаря ограничена обиходно-бытовыми рамками.
Нарушение качественной стороны словаря заключается в неумении правильно изменять слова, образовывать новые слова (стулья – «стулы»).
Ученики 1 и 2 классов испытывают серьезные затруднения при образовании прилагательных от существительных и допускают большое количество ошибок даже при опоре на данный логопедом образец (шерстяной – «шерстный», мясной – «мясный»).
Эти же причины могут являться серьезным препятствием в усвоении учениками некоторых грамматических правил.
При несформированности слухового восприятия дети заучивают правило, но не могут использовать его при письме. Некоторые ученики не слышат ударную и тем более безударную гласные , поэтому затрудняются в подборе проверочных слов. Так, к слову потянул подбирают проверочные слова «потянули», «тянули», к слову трава – «травина». Правильному выбору проверочного слова мешает бедность словарного запаса, отсутствие языкового чутья.
Речевые навыки ребенка 7 лет (при поступлении в школу).
– знать названия окружающих предметов, их частей (чайник: ручка, стенки, крышка, дно, носик);
– пользоваться в речи обобщающими понятиями (мебель, транспорт, одежда, обувь, деревья и т.д.);
– подбирать антонимы (высокий – низкий), синонимы (полезный – нужный);
– иметь представления о родственных и многозначных словах;
– правильно согласовывать числительные с существительными и прилагательными (1 белый гриб, 2 белых гриба, 5 белых грибов);
– употреблять в речи существительные в косвенных падежах;
– изменять по числам и родам существительные, прилагательные, глаголы (дом – дома, новый – новые, шел – шли; новый – новая – новое, шел – шла – шло);
– уметь образовывать новые слова с помощью приставок, суффиксов (ходит – переходит, дом – домик);
– пользоваться в речи простыми и сложными предлогами (к, в, на, по, под, над, от, из, за, с, через, между, из-под, из-за);
– правильно произносить все звуки;
– правильно проговаривать слова сложной слоговой структуры (электричество, регулировщик, скоропортящийся);
– составлять рассказы по сюжетной картине, по серии картин;
– составлять рассказы-описания;
– пересказывать рассказы, сказки;
– рассказывать наизусть стихотворение с соблюдением интонационных средств выразительности;
– определять последовательность и количество звуков в слове;
– различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;
– уметь определять последовательность и количество слов в предложении.